Медлительная, но обаятельная шведская лента о сварливом старике, который находит смысл жизни в помощи соседям
Медлительная, но обаятельная шведская лента о сварливом старике, который находит смысл жизни в помощи соседям.
После потери работы пожилой шведский вдовец Уве (Рольф Лассгорд) не знает, чем себя занять. С соседями он рассорился, его единственный друг страдает тяжелой формой старческого слабоумия, а хобби у мужчины всего одно – патрулировать поселок и ругаться с теми, кто нарушает правила поведения. Наконец, отчаявшись, Уве решает покончить с собой. Но то одна, то другая его попытка прерываются из-за новых соседей – смешанной шведско-иранской семьи. Поначалу Патрик, Парване и их дети лишь действуют Уве на нервы, но постепенно они становятся важной частью его жизни.
Есть в современном западном кино направление, которое пока что не получило названия. Это трагикомические истории об одиноких сварливых стариках, которые обретают смысл жизни благодаря случайным знакомствам с посторонними молодыми людьми. Зачастую эти посторонние оказываются иностранцами из стран третьего мира, и тогда такие повествования приобретают дополнительный политический смысл. Мол, наши богатые страны нуждаются в притоке беженцев, потому что иначе нам не о ком заботиться и не с кем разделить наши богатства. Типичным представителем этого направления является пиксаровский мультипликационный хит «Вверх». Также можно вспомнить, например, «Гран Торино» с Клинтом Иствудом.
Как вы уже догадались, шведская «Вторая жизнь Уве» тоже рассказывает историю на эту с годами все более популярную тему. Ее центральный персонаж удивительно похож на старика из «Вверх». Уве – классический старомодный швед. Суровый, немногословный, непьющий, сравнительно религиозный, физически крепкий мужчина с золотыми руками, который всю жизнь работал в одной компании, всю жизнь ездил на машинах одной марки (разумеется, шведской!) и всю жизнь любил одну-единственную женщину. Теперь он едва ли не каждый день ходит к своей Соне на могилу, потому что ему больше некому пожаловаться на докучающих соседей, циничных бюрократов и молодежь, которая живет на пособия и ничего не умеет.
Для окружающих Уве – вздорный старик, которого было бы неплохо сплавить в дом престарелых. Но оказывается, что в его сердце еще есть место для новых друзей и новых приятных переживаний. И это место заполняется, когда новая соседка с ее бойким восточным нравом умудряется растормошить Уве, то принося ему свою стряпню, то прося о помощи с детьми и по хозяйству.
Для сюжета «Второй жизни» важно, что Парване – не шведка, а иранка, но картина подчеркивает, что женщина – не приблудившийся раненый зверек, который погибнет без помощи Уве. При всей своей недотепистости семья Парване крепко стоит на ногах (женщина говорит по-шведски лучше некоторых шведов), и она может прожить без участия соседа. Наоборот, это Уве нужно, чтобы его кто-то расшевелил и вытащил из депрессии. И хоть герой еще в детстве решил, что должен рассчитывать только на себя, и поэтому он презирает беспомощность и слабость, новые жизненные обстоятельства постепенно убеждают его, что он не выживет без чужих просьб о помощи.
Вся эта история рассказывается в характерном скандинавском стиле – медленно, но не без пауз, с налетом мрачности, но также с юмором и без больших затрат на постановку. Поскольку мы в России, в отличие от шведов, не знаем задействованных в картине актеров, у нас «Вторая жизнь» воспринимается почти как документальное кино о реальных людях, а не о персонажах. На этот же эффект работает то, что заняты в фильме не очень яркие и не очень харизматичные исполнители, в которых можно поверить как в провинциальных «шведов с улицы».
Другое дело, что это не особенно увлекательная и весьма предсказуемая картина, которую стоит смотреть лишь в том случае, если вы хотите увидеть позитивную и человечную историю о смурном северном народе. Кроме того, фильм проигрывает от обилия флешбэков, рассказывающих о прошлой жизни Уве.
Да, для понимания персонажа важно знать, откуда он «пришел», но флешбэков так много, что они перевешивают основное повествование. При этом Соня оказывается столь интересной и колоритной героиней, что, когда выходишь из кинотеатра, возникает чувство, что было бы лучше увидеть фильм о ней с Уве в качестве второстепенного персонажа. Конечно, это подчеркивает кошмар утраты, но все же Соня должна была быть вспомогательным героем, а не прорываться на первый план и оттеснять Парване и других. Наверно, режиссеру Ханнесу Холму стоило пойти по стопам «Вверх» и кратко рассказать историю Уве и Сони в самом начале картины, а не прошивать ее кусками все кино, чтобы покойница после смерти фильму не мешала.
С 30 июня в кино.